Каталог товаров  
Каталог обновлён: 24-04-2017 11:30
Расширенный поиск

  Подписка на новости  



 Наши брендыПосмотреть все бренды 

B.C. Rich. Как всё начиналось.

40_anniversary_logoКак небольшой розничный магазин в Лос-Анджелесе вырос в фирму, создавшую в 1970-х и 80-х гитары супер радикального дизайна, а в рейгановскую эпоху в корне изменившую представление о metal-гитаре.





Bernie Rico
Берни Рико-старший с ранней бас-гитарой Eagle в мастерской в Лос-Анджелесе в 1977 году. На стене гитары Mockingbird, Eagle и Seagull.

В 80-х дикие формы гитар B. C. Rich оказались идеальным дополнением к театрально-сумасшедшему образу heavy-metal гитариста. Образ Блэки Лолесса из W.A.S.P., окровавленного, с гитарой Widow в одной руке и черепом в другой, — один из многих, создавших почву для прорыва B. C. Rich к вершинам в период бурного расцвета metal-культуры. «Когда я начинал работать в компании, её годовой доход составлял порядка $175,000. С появлением серии NJ, эта цифра возросла до $10,000,000», — говорит бывший вице-президент компании Мэл Стич.

Хотя компания B. C. Rich и сделала себе имя как компания-производитель гитар для heavy-metal, начинали они как мастерская по изготовлению электрогитар и одними из первых представили 24-ладовую гитару со сквозным беспяточным грифом. Многие музыканты, далёкие от metal сообщества, такие как Карлос Аломар (David Bowie), поп-музыкант Нил Джиралдо (Pat Benatar) и джазовый гитарист Роберт Конти, также играли на гитарах B. C. Rich.

Bernardo's Guitar Shop
Раннее фото гитарного магазина Бернардо в Лос-Анджелесе (слева). Мэл Стич с кастом-гитарой B. C. Rich в 1978 году (справа).

Как всё начиналось

Начало B. C. Rich было положено в магазине—мастерской Bernardo’s Guitar Shop в Лос-Анджелесе. В середине 50-х Бернардо Мейсон Рико купил магазин у предыдущего владельца и открыл свой собственный. Сам он над гитарами не работал, предпочитая повседневную деловую рутину. Для изготовления гитар он нанял мастеров из мексиканского городка Парачо, признанного центра гитаростроения. Рико помог многим из мастеров с поиском жилья и натурализацией в США. Однако сын Рико — Бернардо «Берни» Чавез Рико, известный гитарист, исполнявший фламенко, стал работать над созданием гитар в семейной мастерской.

Отец с сыном привозили корпуса гитар из Мексики, красили и собирали их в мастерской для мариачи, классики и фолк-музыки. К началу 60-х фолк-музыка стала очень популярна, и в мастерскую потянулись клиенты с просьбой отремонтировать акустическую гитару со стальными струнами. Молва распространялась быстро, и вскоре стали поступать нестандартные заказы от музыкантов, вроде Барри Макгуайера и Дэвида Линдли, на существенную переделку гитар Martin или Gibson.

Фолк-бум сделал наиболее массовым продуктом для мастерской акустическую гитару со стальными струнами, имевшую нижнюю деку из бразильского палисандра, верхнюю деку из ели ситка, гриф из гондурасского красного дерева и накладку из африканского чёрного дерева. Хотя эти ранние инструменты по оценкам превосходили тогдашние модели Martin, у них были некоторые недостатки. Из-за отсутствия регулируемого анкера, гитары часто приносили в мастерскую для удаления накладки грифа и установки анкера. Также оказалось, что верхняя дека из ели, хоть и отлично звучавшая, часто трескалась и слегка прогибалась внутрь при чрезмерном натяжении струн. Такие гитары успешно ремонтировались или подлежали обмену, даже спустя много лет после истечения срока гарантии.

В 1968 году Берни создал свою первую цельнокорпусную гитару, использовав гриф Fender. Первые попытки в конструировании гитар привели к появлению десяти Les-Paul-подобных гитар и басов-копий Gibson EB-3. В 1972 Берни и его коллега Боб Халл начали разработку гитары, которую они назвали Seagull. Эта гитара, поступившая в продажу в 1974-м, стала первой собственной моделью компании. Изначально звонивших в магазин клиентов приветствовали фразой «Bernardo’s Guitar Shop». Пока однажды Стич не ответил на звонок: «B. C. Rich». С этого момента компания получила новое имя, ставшее легендарным.

«Целью B. C. Rich стало создание серии кастом-гитар высочайшего качества, очень дорогих по тем временам», — говорит Стич. «В 1977 году розничная цена на гитару составляла 999 долларов, и клиенты были готовы платить и больше, лишь бы заполучить её».

Хотя B. C. Rich в то время многие считали custom-мастерской, по сути они таковой не являлись. «Гитары изготавливались вручную, но всё же это было поточное производство. Иногда клиенты просили особый орнамент или, например, звукосниматели Bartolini вместо DiMarzio, но в целом это не были эксклюзивные образцы», — объясняет Стич. У компании были мастерские в Калифорнии и в Тихуане, в Мексике. Все работники были мексиканцы. Мастерские свободно обменивались деталями и заготовками. Для изготовления электрогитар Берни отправлял древесину, накладки грифа, лады, клей и другие материалы в Мексику, а затем раз в месяц ездил забирать собранные гитары для покраски и окончательной доработки в Лос-Анджелесе. Все Western-гитары изначально делали в США.

Guitar masterguitar tools
Мастер работает над формой гитары специально созданным инструментом.


Полный хэндмэйд — вплоть до рабочих инструментов

Когда Стич говорит, что ранние гитары B. C. Rich изготавливались вручную, речь идёт о полном отсутствии механизированного труда в мастерской. Использовались только ленточные пилы, ленточные шлифмашинки, торцевые рубанки, струги, напильники и специальные гитарные ножи, которые мастера делали сами из особо прочной стали. «Парни буквально шли и покупали металлические пластины толщиной с четверть дюйма, обрезали их, придавали нужную форму, точили и делали ручку». Заходя в мастерскую, люди обычно спрашивали, «где ваши станки?», а ребята смеялись и указывали на нож. В покрасочной мастерской шлифовали, красили и полировали также вручную. Склеенные детали перетягивались верёвками, как в 16 веке делали скрипичные мастера, и такие соединения всегда получались идеальными. Инструменты маркировались карандашом с помощью трафарета в форме гитары — сначала трафареты были алюминиевые, позднее пластиковые — а затем уже логотип вырезался окончательно. Гриф вырезался с помощью простейших инструментов — от молотка и зубила до ножа и струги — буквально за 20 минут из куска дерева получался гриф гитары».

Brad Whitford
Брэд Уитфорд из Aerosmith с гитарой B. C. Rich Bich в июле 1978 года.

Благодаря тому, что грифы изготавливались вручную, B. C. Rich могли предлагать индивидуальные профили. Обычным делом было увидеть какую-нибудь рок-звезду рядом с мастером, работающим над грифом. Они по ходу работы могли обсудить все детали, внести изменения, и это всегда давало гарантированный результат.

После окончания работ над корпусом и грифом наступало время сборки и монтажа электроники. «Все части — Varitone, схема преампа и прочее — всё делалось вручную», — говорит Стич. «Мы просто отправлялись в магазин электроники и покупали все нужные элементы, а ребята паяли платы. Работы было очень много».

Сложная электроника

Известный мастер Нил Мозер, имевший репутацию классного специалиста по гитарной электронике, присоединился к компании в 1974 году. Во время первой встречи за ужином в доме Берни, Мозер зарисовал новую схему на обрывке бумаги. Скоро он начал работать с B. C. Rich в качестве независимого подрядчика. А его набросок стал схемой, применённой в производстве гитары Seagull.

Изначально на гитары B. C. Rich устанавливались звукосниматели Guild, но в дальнейшем компания переключилась на DiMarzio, что по словам Стича «открыло новую реальность: у Guild было звучание 50-60хх, звукосниматели DiMarzio давали новое современное звучание, особенно с электроникой Мозера».

Всё более дикие формы

Корпуса гитар B. C. Rich всегда выходили за рамки традиционного представления о дизайне гитар, но с годами форма их гитар становилась всё более экстремальной. Форма гитары Seagull, напоминающая стульчак, казалась вызывающей в то время, но в ретроспективе воспринимается вполне консервативно. И, хотя гитара была хорошо принята музыкантами, для некоторых из них выступающий край в верхней части гитары показался неудобным, так как во время игры часто впивался в тело. Это привело к созданию модели Eagle, которая имела более традиционную форму стратокастера, но с вырезом, как у Seagull. Позднее была выпущена другая версия Seagull — без острого выступа. В 1975 году компания представила первую гитару радикальной формы — Mockingbird, форму которой создал Джонни «Go» Калласс, а название придумал Мозер.

В 1977 году, пока Берни был в Японии, Мозер придумал самый смелый дизайн B. C. Rich — 10-струнную Bich. Стич вспоминает, что, когда Берни вернулся из поездки и увидел новый проект, он расстроился и крикнул: «Никто не смейте делать гитар без меня!» Название модели придумал Мозер, увидевший на какой-то ярмарке девушек с кулонами на шее с надписью «Rich Bitch». «Все согласились, что название просто идеальное, конечно, букву T пришлось опустить», — вспоминает Стич.

Mockingbird
Mockingbird 1979 года: сквозной гриф, регулируемый бридж Leo Quan Badass и многочисленные регуляторы и переключатели для встроенного преампа, переключения фазы, тембра, последовательного и параллельного включения катушек.


Bich
10-струнная гитара Bich 1981 года: 2 преампа, которые регулируются 6 ручками (мастер-громкость, мастер-тон, отдельная громкость нэкового звукоснимателя, 6-позиционный Varitone и Gain для обоих премпов), и 6 переключателей для выбора звукоснимателя, последовательного/параллельного включения катушек, фазы, активации преампов. Гитара имеет настроенные в унисон струны Ре и Соль и настроенные в октаву струны Си и верхнюю Ми.


За этой моделью последовала 6-струнная Bich и Son of a Bich — сделанная в Америке бюджетная версия с грифом на болтах и корпусами изготовленными в мастерской Уэйна Чарвела. Изначально были опасения, что гитара не будет пользоваться спросом из-за рискованного названия, но после того, как её одобрили дилеры из Юты, самого консервативного штата США, название было решено оставить.

Следующей гитарой компании стала гитара Warlock, напоминавшая по форме Bich. Представленная в 1981 году, она стала одной из самых культовых гитар B. C. Rich. Гитара Widow, созданная Блэки Лолессом, и Stealth по проекту Рика Дерринджера, уже игравшего на Mockingbird, были представлены в 1983 году.

К этому времени B. C. Rich уже имели полноценный каталог отличных инструментов, и не удивительно, что вскоре некоторые зарубежные фирмы, к примеру Aria, начали делать копии гитар B. C. Rich. Берни пошёл ва-банк, запустив в Японии серию B.C Rich NJ. «Фактически, мы стали копировать самих себя», — говорит Стич.

«Когда мы впервые попали на Musikmesse во Франкфурте, к нам подходили люди со словами „о, да это копии гитар Aria!“ — Мы были просто в шоке!»

Первые японские гитары компании назывались B. C. Rico, без указания названия серии NJ. Проблемы возникли, когда Рико Ридз (владелец компании-производителя тростей для кларнетов и саксофонов) подал на B. C. Rich в суд за нарушение патентного права на имя. «Мы сначала хотели бороться, ведь Рико это настоящая фамилия Берни! Но потом передумали ввязываться в большой и затратный судебный процесс и просто поменяли O на H в названии», — вспоминает Стич.

Stich and Ford with Mockingbird
Стич с кастом-гитарой Mockingbird (слева) и с будущей звездой Литой Форд, играющей на красной Mockingbird в 1980 году (справа).


B. C. Rich продолжали создавать гитары уникального дизайна, такие как Ironbird, Wave, Fat Bob — в форме бензобака мотоцикла Harley-Davidson. Однако, воспользовавшись возрождаемой популярностью фендеровского стратокастера в середине 80х, B. C. Rich представили серию ST, обычной стратообразной формы, — резкий контраст на фоне узнаваемых кричащих форм.

Paul Stenley
Пол Стэнли из Kiss с Берни Рико-старшим в начале 80-х.

Игры славы

Первым важным шагом на пусти к широкому признанию стало появление в мастерской звукоинженера Aerosmith (Bob «Nite Bob» Czaykowski), который выбрал для гитариста Джо Перри первую из созданных гитар Mockingbird. «В одночасье B. C. Rich оказались в игре. Если бы не Боб, B. C. Rich мог бы ожидать провал» — считает Стич.

Дикие формы гитар B. C. Rich также привлекли внимание продюсеров псевдодокументального фильма о вымышленной британской рок-группе This Is Spinal Tap.

Смена караула


В середине 80-х B. C. Rich ожидали многие перемены, давшие компании другой вектор развития. В 1984-м компанию покинул Стич, а в 85-м — Мозер. В 1987 году Берни заключил соглашение с компанией Class Axe на поддержку и распространение гитар серий Rave, Platinum и NJ. Год спустя Берни отдал права на названия Rave и Platinum компании Class Axe, которая фактически взяла на себя импорт, маркетинг и распространение инструментов серий, производимых за рубежом. Вскоре Class Axe получили полный контроль над делами, и кастом-шоп B. C. Rich был расформирован. Class Axe получили права на название B. C. Rich в 1989 году.

В этот период контроль качества был ослаблен, и как следствие, имя B. C. Rich значительно пострадало. Берни на несколько лет отошёл от дел компании, занявшись производством гитар Mason Bernard — хэндмэйд электроакустики и электрогитар-стратов. В 1993 году Берни вернул себе право собственности и попытался восстановить славное имя компании. К сожалению, в 1999 году он скончался от внезапного сердечного приступа. Компания отошла к его сыну Берни-младшему, который передал контроль над компанией Hanser Music Group в 2001 году и начал делать гитары Rico Jr. При этом он продолжает участвовать в изготовлении некоторых кастом-шоп гитар B. C. Rich.

Не так давно к B. C. Rich присоединился знаменитый гитарный мастер Гровер Джексон для работы над серией Gunslinger Handcrafted. Компания продолжает своё развитие и по-прежнему создаёт визуально притягательные формы, которые, как и знаменитые предшественники, привлекают как молодых металлистов, так и мастодонтов жанра вроде Керри Кинга из Slayer. Модель Pro X Bich была названа лучшей в категории электрогитар на выставке NAMM 2011.

Nikki Sixx

Бас-гитарист Motley Crue Никки Сикс в 1983 году с B. C. Rich Warlock с 2-мя звукоснимателями P-style, множеством опций переключения и реверсной головой грифа.

Premier Guitar

октябрь 2011



Вернуться к списку