Каталог товаров  
Каталог обновлён: 17-11-2017 20:00
Расширенный поиск

  Подписка на новости  



 Наши брендыПосмотреть все бренды 

Yamaha SPX 2000

Сообщение о том, что компания Yamaha создала новый процессор, вызвало волну интереса в мире про-аудио, ведь SPX более 15 лет является стандартом профессионального мульти-эффект процессора, а модели SPX90, SPX90II, SPX900, SPX1000 и SPX990 широко представлены в студийных и туровых рэках по всему миру. Новый прибор этой серии SPX2000 унаследовал от своих предшественников удобный интерфейс управления и приобрел новое качество звучания благодаря алгоритму "REV-X" и возможности работы на 24 бит/96 кГц. Также добавилась возможность соединения с РС или Mac через порт USB для редактирования пресетов или закачки новых библиотек эффектов. Естественно, мне очень хотелось попробовать этот прибор в деле. Компания «Слами» предоставила мне такую возможность.

Внешние данные
Расположение органов управления и контроля на передней панели стильного темно-синего цвета вполне логично и понятно даже для человека, не работавшего прежде с процессорами серии SPX. Возле регулятора входного уровня находятся два 12-сегментных индикатора уровня сигнала, переключаемые на «вход» или «выход», кнопка переключения входа «моно-стерео» и индикаторы текущего состояния прибора: вход – «аналог» или «цифра», синхронизация – внутренняя, внешняя через AES или внешняя через Word Clock, а также индикатор частоты, на которой в данный момент работает аппарат (44.1, 48, 88.2 или 96 кГц).

Yamaha SPX 2000



Далее располагается дисплей, который может быть шести различных цветов. Когда мы в студии распаковали прибор и подключили его, вошел наш коллега: «О, новая Yamaha! Чего умеет?» – «Еще не знаем, только достали. Но у него дисплей может быть любого цвета!» — «А фотоаппарат у него есть?» Шутки шутками, но многообразие назначаемых цветов дисплея может хорошо помочь в работе. Белый цвет назначен на дилеи, голубой – на реверберацию, зеленый означает классические эффекты, желтый показывает комбинированные эффекты, лиловый – модуляционные. Красный цвет зарезервирован за предупреждающими сообщениями. Так что с достаточно большого расстояния видно, над чем процессор трудится. Цвета можно назначать по желанию пользователя.
Далее на передней панели находятся хорошо знакомые кнопки Recall, Store и «вверх» и «вниз» для вызова и сохранения параметров пресета. Кнопка Undo очень удобна для сравнения двух пресетов. Она позволяет вернуться к предыдущему эффекту, а затем опять перейти на вновь созданный. Если возникает желание отредактировать вызванный пресет, то для этих целей служат кнопки Back и Next для вызова параметров редакции и кнопки Inc и Dec для увеличения и уменьшения этих параметров, соответственно. Кнопка Compare позволяет на лету сравнить заводские установки с измененными. Для продвинутых пользователей, желающих досконально отшлифовать параметры обработки сигнала, есть кнопка «Fine param» для доступа к более глубокому редактированию.
Завершают ряд органов управления кнопки Utility, Tap и Bypass. При помощи Utility происходят установки MIDI, выбор источника входного сигнала, частоты работы процессора, источника синхронизации. Также здесь осуществляется установка источника темпа. Это или MIDI, или Tap. Изменения в цвете дисплея задаются тоже здесь. Большая кнопка Tap поможет вручную установить время задержки для дилея, но можно это сделать и при помощи опциональной ножной педали, разъем для которой находится также на передней панели, что очень удобно.
С кнопкой Bypass рекомендую быть осторожнее. Она просто отключает эффект и переключает вход прибора на его выход. Это может быть здорово, если прибор подключен в инсерт, но для стандартного применения процессора эффектов (через aux) вы можете получить полноценный сигнал с небольшой задержкой (вследствие конвертации AD-DA) на фейдере возврата. Если фейдер открыт, то некоторые фазовые искажения могут стать для вас неожиданным сюрпризом.
На задней панели располагаются цифровые входы/выходы AES/EBU на разъемах XLR, разъемы MIDI In, MIDI Out/Thru, разъем BNC Word Clock In, разъем USB для работы с компьютером, аналоговые входы и выходы на параллельных разъемах XLR и «джек», рядом с которыми имеются переключатели +4dBu/—10dBu.

Внутренний мир
SPX 990, предшественник SPX 2000, обладал лишь аналоговыми входами и выходами, что ограничивало его применение аналоговой средой. SPX1000 хотя и имел цифровые разъемы, но только для весьма специфичного ямаховского интерфейса. SPX 2000 совершил настоящий прорыв в цифровой мир – у него стандартные разъемы AES/EBU, прибор работает на частотах 44.1, 48, 88.2 или 96 кГц от внутреннего генератора или от внешнего синхрослова через стандартный разъем BNC. Наличие этих возможностей позволяет процессору SPX2000 уютно чувствовать себя как в любой профессиональной студии, так и в современной системе звукоусиления.
За перевод аналога в цифру внутри прибора отвечает 24-битный A/D конвертер Cirrus Logic CS5361, обратным процессом (D/A) со 128-кратной передискретизацией занимается AKM AK4393. Динамический диапазон прибора — 106 дБ, а частотный на 96 кГц простирается от 20 Гц до 40 кГц. Эффекты собраны в три банка: Preset, Classic и User, выбираемых отдельной кнопкой. Банк Preset содержит 97 программ, 17 из которых построены на основе новых алгоритмов REV-X: REV-X Hall, REV-X Room и REV-X Plate. Компания Yamaha при разработке этих алгоритмов ставила задачу сделать звучание реверберации более «мягким и высококачественным». Для ее решения был создан новый чип Yamaha DSP7. Другие 80 пресетов представляют собой традиционные программы SPX, такие, как gated reverb, delay, pitch effect, modulation, distortion и другие. Yamaha отредактировала эти пресеты, так что они звучат лучше и дороже, чем в предыдущих моделях или в цифровых пультах. Для любителей именно старого звучания имеется банк Classic, содержащий 25 программ, повторяющих звучание пресетов процессора SPX90. Банк User позволяет хранить измененные пользователем программы из банков Preset и Classic, для чего имеется 99 свободных ячеек памяти.
Компания Yamaha анонсировала также появление в скором времени программного обеспечения для SPX2000. Подсоединив прибор к компьютеру через USB-порт, можно будет редактировать параметры, догружать библиотеки эффектов и архивировать свои установки. Софт будет выложен для свободного доступа на сайте YAMAHA ProAudio

Проверка в деле
Работа с SPX2000 напоминает встречу со старым, проверенным другом. Причем этот друг стал богаче и щедрее. По звуку это да, SPX, но характер звука стал гораздо дороже. Мне удалось послушать прибор с вокалом, акустической гитарой, барабанами, электрогитарой, клавишными и саксофоном. Для чистоты эксперимента процессор подключался к пульту и по аналогу, и по цифре. В цифровом домене использовались частоты 48 и 96 кГц, прибор синхронизировался как от внутреннего генератора, так и от внешнего источника. SPX2000 очень устойчиво работает по цифре от внешнего синхросигнала. На 96 кГц прибор раскрывает свои возможности полностью. Алгоритм REV-X — это, безусловно, — движение вперед.
Пресет №7 в процессоре носит название Huge Hall, то есть «огромный холл». Качество именно таких эффектов и определяет качество процессора, ведь создать длинную, естественно звучащую реверберацию гораздо сложнее, чем короткую. SPX2000 справляется с этим просто блестяще. Все длинные эффекты звучат очень естественно, редактирование удобное и понятное. Программы Plate №16,17 и 19 очень хороши для вокала. Любимый многими Big Snare переехал на ячейку №35, Bright Snare изменился на Rev-X Bright PLT, что пошло только на пользу рабочему барабану. Если необходим эффект дабл-трек, то небольшое количество эффекта Classy Glassy №67, Voice Doubler №60 или обновленный Symphonic №61 должны вам особенно понравиться с вокалом или гитарой. На акустической гитаре комбинированный эффект №86 Rev+Chorus дает фору многим более дорогим процессорам. Но даже если бы в приборе совсем не было реверберационных эффектов, то его все равно стоит иметь из-за бесподобных алгоритмов питч-шифтинга, получивших свое новое развитие.

Заключение
Yamaha SPX2000 – современный, прекрасно звучащий, удобный в управлении процессор эффектов. Качество алгоритмов, простота управления и совместимость с современными форматами выводят его на уровень «главного прибора в рэке». Если вы знаете и любите приборы SPX, то у вас появился новый фаворит. А если вы еще не знакомы с ними, то SPX 2000 — хорошее начало.

Борис Никитинский
Журнал "Шоу-Мастер"


Вернуться к списку