Каталог товаров  
Каталог обновлён: 21-11-2017 20:00
Расширенный поиск

  Подписка на новости  



 Наши брендыПосмотреть все бренды 

Акустика серии TX Yorkville


В 1989 г. я приступил к работе в компании Yorkville Sound в качестве инженера. Как-то раз, оказавшись в Оттаве, моем родном городе, мы с менеджером нашей компании зашли в одно местечко на концерт местной знаменитости. Акустическая система, которой пользовались музыканты и ди-джей, была завязана на нескольких усилителях, где для каждой полосы использовался свой усилитель. Я резонно заметил, что неплохо бы нам разработать такого рода многополосную систему.

К тому моменту в производстве была серия P.A. line, которая и по сей день является самой популярной линией акустики. Но у нас не было концертного оборудования, работающего в режиме bi-amping. Самой мощной и наиболее популярной нашей акустической системой на ту пору была EX1000 — с двумя 15-дюймовыми динамиками и пассивным кроссовером. Популярность EX1000 наводила на мысль, что музыкантам не нужна более сложная 3- или 4-полосная система. Но мы понимали, что если выпустить на рынок такую систему, она вряд ли останется без внимания. Мы воочию убедились, что есть люди, которые ими пользуются, и поняли, что можем создать что-то новое в этой области.
Затем мы занялись исследованием рынка в области изготовления и продажи многополосных акустических систем. Выяснилось, что самые распространенные системы на тот момент представляли собой устройства, достаточно сложные в управлении. Наши дилеры жаловались на то, что для прокатных компаний это представляет серьезное неудобство. А в случае с неопытным звукорежиссером использование большой и сложной bi-amp-системы может привести в лучшем случае к непредсказуемому звучанию, а в худшем — к ее поломке.

И тогда мы поставили перед собой задачу разработать и создать такую систему, которая бы превосходила своих крупногабаритных предшественников. Это должна быть самонастраивающаяся система, имеющая более надежную защиту всех компонентов. Мы хотели, чтобы она была проще в использовании, чем ее предшественники, а основным ее акустическим показателем должно стать звуковое давление —приемлемо высокий уровень SPL для столь компактной bi-amp-системы. Что касается цены, то большинство прокатных и туровых компаний без потерь смогли бы обеспечить своих клиентов новым высококачественным оборудованием.

Как только мы определили задачи, родилась концепция создания серии TX.
Все в компании поддержали нашу идею, а первым заказчиком стал некий господин из Швеции, который хотел получить образец новой системы, даже не имея представления о том, как она будет выглядеть. Мы начали писать новое программное обеспечение, собрали необходимое тестовое оборудование, начали проводить эксперименты на выявление акустических параметров боксов, тщательно отбирали динамики и производили акустическую настройку. В результате на свет появилась новая 3-полосная система с двумя 15- и одним 2-дюймовым драйвером TX8.

В новой линейке за TX8 появились мониторы TX2M. Мы протестировали драйверы на степень устойчивости, чтобы установить соответствующий уровень лимитера в процессоре. В итоге при максимальной мощности 2400 Вт и чувствительности 109 дБ (на 1 Вт) получилось 143 дБ в пике. Безопасно ли это?

Мне пришлось надеть беруши и специальные
защитные наушники одновременно. Затем мы многократно подстраивали параметры кроссовера. Каждый кроссовер имел восемь параметров настройки: частота и добротность для НЧ/ВЧ-фильтров. Так как у нас 2 фильтра в каждом углу, число параметров удваивается, соответственно мы имеем 4 настройки частот и 4 степени крутизны среза для каждой точки кроссовера. Мы постарались максимально точно отстроить все эти параметры, но описывать этот процесс, вдаваясь в подробности, не имеет смысла, так как это свой, отдельный мир.
Мы провели тестирование на оси, вне вертикальной оси, вне горизонтальной оси, а также вне обеих осей одновременно. Мы поставили мониторы на пол и производили замеры в каждой точке, где мог бы оказаться исполнитель. Затем мы позвали всех, кто мог поделиться своим мнением относительно полученного результата, и потом начали все сначала.

Для отстройки процессора для TX8 я составил порядка 20 различных спецификаций функций кроссовера (каждая из которых представляла собой список из 32 параметров установок самого кроссовера и плюс порядка 10 параметров эквалайзера). Последние 15 были обозначены как «окончательный вариант».

На определение каждого варианта на стройки уходила примерно неделя. Многие опытные звукорежиссеры, впервые имевшие дело с TX8, спрашивали нас о настройках процессора omnidrive. Мы высылали им соответствующие настройки, они ими пользовались, но через пару дней они перезванивали и говорили, что никак не могут добиться нужного звучания, и в конце концов все они задавали один и тот же вопрос: «Что мы делаем не так? Как исправить звучание?» На наш взгляд, ответ был очевиден — использовать процессор TX8P.
В итоге после использования процессора все звукорежиссеры в один голос заявили, что им больше не надо пользоваться эквалайзером.
Первая готовая к работе система наконец-то была доставлена к месту назначения — на концерт, проходивший по случаю дня рождения короля Швеции.
В комплект входили и мониторы TX2M. Кстати, в этом концерте принимал участие Стиви Уандер.
После этого мы сделали TX4, а потом TX3.

Сейчас я вспоминаю, как мы впервые услышали TX2M после того, как выбрали оптимальные настройки лимитера. Мы убедились в том, что ВЧ-драйвер, нагруженный на рупор, имел достаточную мощность, и решили испытать звучание, поставив тестовый CD. На записи барабанщик давал отсчет палочками. Этот звук буквально бил меня в грудь. Пришлось приглушать вуфер. Но даже после этого удар оставался вполне ощутимым. Вы можете чувствовать звук в районе 2 кГц, если его много. Поработав с эквалайзером, я снизил уровень этой частоты, и все встало на свои места.
Я отложил в сторону свои защитные наушники и продолжил тестирование монитора.

Когда мы получили достаточный опыт в разработке TX-систем, мы внесли незначительные изменения в установки параметров, в основном эти изменения коснулись лимитера (каждый драйвер имеет 2 или 3 функции лимитера, один с эквалайзером на лимитер). Впоследствии проблемы у наших заказчиков возникли всего один раз (к тому моменту мы продали много систем), когда на концерте музыканты играли на банджо. Мне лично решение проблемы казалось очевидным: не надо сильно выделять частотный диапазон банджо на большой громкости. Система будет работать лучше, и аудитория несомненно это оценит. Единственное, что я мог им сказать, это больше так не делать. Как в старом анекдоте: «Доктор, когда я наклоняюсь, чтобы дотронуться до ноги, мне больно. — Так не наклоняйтесь!»

А однажды к нам обратились заказчики с
Карибских островов и заявили, что у них не тот звук, когда они играют на стальных барабанах. Мы решили проблему, подняв частоту раздела кроссовера НЧ/СЧ и изменив настройки лимитера.

Иногда попадались и странные клиенты, которые задавали такие вопросы: «Почему при использовании процессора другого производителя стоимостью $2500 система звучит не так хорошо, как с вашим за $900?»
Ответ прост — наш процессор управляет большим числом параметров кроссовера. В данном случае осуществляется контроль за выходом с пульта и за всеми усилителями, и в результате происходит автоматическая настройка всей системы.
Поверьте, на достижение такого результата у нас ушло очень много времени, и мы, как профессионалы, склонны доверять конечному результату.

TX3 — 2-полосная акустическая система, обеспечивающая максимально отчетливое звучание вокала, размещается в трапециевидном корпусе. Качество звучания достигается за счет идеальной комбинации 2-дюймового драйвера в рупоре 60х40 и специально подобранного 12-дюймового драйвера.
Тщательно рассчитанные настройки кроссовера совпадают с направленностью вуфера относительно рупора, чем достигается великолепное звучание в области средних частот.

TX4 имеет 2-дюймвый драйвер такой же конструкции, как и TX8, но с меньшей длиной рупора. 4-дюймовая звуковая катушка, составляющая основу 15-дюймового драйвера, позволяет добиться мощного отчетливого звучания даже при высоком уровне звукового давления. Как и в TX3, кроссовер настроен таким образом, что звучание в области средних частот становится максимально прозрачным.

TX8 — лидер данной серии. 3-полосная акустическая система, отличается высокой мощностью с минимальным уровнем искажений. 2-дюймовый высокочастотный драйвер имеет титановую диафрагму и размещается в рупоре 60°х40°, основание которого находится у фазорегулирующего колпачка, что предотвращает возникновение турбулентности в горле рупора. Грамотно подобранная комбинация легкого среднечастотного драйвера 8 дюймов и рупора обеспечивает мощное, кристально чистое звучание во всем диапазоне средних частот. Два низкочастотных 15-дюймовых драйвера смонтированы в комбинированном рупоре с углом раскрытия 90°, что позволяет получить мощный, глубокий бас. Акустические системы TX8 выполнены в березовом корпусе и так же, как TX3 и TX4, укомплектованы монтажным подвесом системы ATM Flyware.

TX9S — сверхмощный субвуфер с двумя 18-дюймовыми драйверами, способный воспроизводить мощный и чистый звук в области низких частот. Особое внимание при его разработке уделялось настройке межоктавного баланса в низкочастотном диапазоне и механической защите драйверов, так как при транспортировке именно эта часть конструкции акустической системы наиболее подвержена повреждениям, что впоследствии сказывается на качестве звучания.

TX2M обеспечивает высокое качество звучания вокала, имеет широкий диапазон в области низких частот. Благодаря этим характеристикам именно на этой модели мониторов остановили свой выбор многие прокатные компании. Тщательно подобранная комбинация 12-дюймового драйвера и 3-дюймовой звуковой катушки позволяет добиться мощного звучания в области 80 Гц. Новая технология изготовления мембраны драйвера позволяет предотвратить возникновение резонанса. 2-дюймовый высокочастотный драйвер нагружен на рупор 40°х60°. Расположение динамиков друг относительно друга тщательно рассчитано, дабы предотвратить возникновение резонанса от пола. TX2M выпускаются в «зеркальных» версиях (правый и левый).

TX5M — монитор разработан на базе акустических систем TX4. Эта модель идеально подходит тем исполнителям, которым нравится более плотное звучание инструментов ритм-секции. В данной модели используется 15-дюймовый НЧ-драйвер с магнитом и 4-дюймовой звуковой катушкой. Так же, как TX2M, мониторы TX5M выпускаются в «зеркальных» версиях (правый и левый).

Том Вуд
инженер-разработчик компании Yorkville Sound

Данная статья была опубликована в номере 3 2003 (44) журнала "IN/OUT"

Вернуться к списку