Каталог товаров  
Каталог обновлён: 23-11-2017 05:48
Расширенный поиск

  Подписка на новости  



 Наши брендыПосмотреть все бренды 

Вычислительная мощь для профессионалов: Yamaha DME24/N, DME64/N

Десяток лет назад создание комплексной системы, включающей в себя разветвленную маршрутизацию аудиосигнала, являлось серьезной головной болью для проектировщиков и инсталляторов. Приходилось забивать рэки неимоверным количеством оборудования, включающим в себя свичеры, разветвители, эквалайзеры, линии задержки, кроссоверы и массу других приборов. Об удаленном управлении всей этой махиной тогда даже не мечталось. Помнится, только для того, чтобы распаять пару-тройку патчбэев и развести по приборам, приходилось ночами зависать на объектах…, были времена. Лицевые панели приборов периодически хотелось залить эпоксидкой или поставить рядом с оборудованием специально обученного человека с нахмуренными бровями и грозным голосом (“…ничего не трогать, а то по рукам!”), поскольку всегда находились желающие покрутить красивые ручки, понажимать кнопки, пощелкать переключателями…

Помню свой восторг после первого знакомства с цифровым матричным микшером-процессором Crown IQ-810. 8 входов, 10 выходов, коммутируй и обрабатывай что угодно и как угодно. Удаленная маршрутизация сигнала и настройка параметров процессинга с компьютера на расстоянии, ограниченном только длиной COM-кабеля. Красота! Позже у Yamaha появилась модель DME 32, на мой взгляд, так по достоинству и не оцененная на просторах нашей Великой и Могучей...
Сейчас Yamaha предлагает разработку на базе DME 32: DME24/N и DME64/N.

Yamaha dme 64/N Перед тем, как мы подробнее познакомимся с архитектурой приборов и принципами их работы, давайте попробуем охватить область их применения... Вообще-то в этом месте следовало бы оставить пробел на полстраницы, поскольку не все так просто, тут как-то сразу теряешься. Честно говоря, я даже задумался, имеет ли смысл перечислять здесь возможности девайсов или просто написать: “Уважаемые, пока поверьте на слово – это Вам НАДО!” Приборы настолько универсальны, что могут применяться практически во всех сферах работы со звуком. То, что они работают как матричный микшер, понятно из названия (DME – Digital Mixing Engines). Также они могут работать в качестве процессоров эффектов, многоканальной динамической и временной обработки, эквалайзеров, кроссоверов…
CP1SF
Приборы практически незаменимы в качестве дистанционно управляемых роутеров (маршрутизаторов) аудио сигнала, причем компьютер необходим только при первоначальной настройке, дальнейшее управление производится либо с лицевой панели приборов, либо с опциональных настенных панелей. И если, к примеру, простейшая CP1SF позволяет просто включать, выключать и регулировать уровень сигнала на определенном выходе DME (читай, рулить громкостью в определенной зоне), то подключаемая по сетке ICP1 дает возможность практически полного контроля над прибором.
ICP1 Область применения увеличивается еще больше с помощью карт расширения для различных форматов сигнала (аналоговые входы/выходы, S/PDIF, TDIF, AES/EBU, ADAT, mLAN, CobraNET). Добавьте к этому возможность каскадирования до 8 DME64/N (или DME64/N с цифровым пультом Yamaha PM5D)… возможности, мягко говоря, открываются широкие.
И, соответственно, удобство работы. Согласитесь, кинуть UTP’ишку 5-й категории не в пример проще, чем, например, 64-канальный мультикор. Опять же качество сигнала на больших дистанциях. Ладно, увлекся… теперь поподробнее о самих приборах.

Принципиальное различие между DME24/N и DME64/N заключается в количестве входов/выходов и вычислительной мощности. Внешний вид лицевых панелей совершенно идентичен, за исключением высоты прибора (24/N занимает в рэковой стойке 2 высоты, 64/N – 3 высоты) и индикаторов наличия сигнала на входах и выходах у DME24/N (у DME64/N их нет). Под экраном расположены кнопки доступа к различным меню, справа колесо выбора параметров и кнопки со стрелками для навигации по меню. Все очень удобно и логично. Случайно параметры не свернешь, поскольку любое изменение необходимо подтвердить или отменить кнопками ENTER и CANCEL. Еще правее расположены кнопка MONITOR, выход на наушники и регулятор громкости наушников. С их помощью можно прослушать сигнал на любом входе прибора, а при использовании DME Designer (софт для конфигурирования и настройки) в любой точке виртуальной схемы прохождения сигнала внутри прибора. Естественно, программа должна быть загружена и в “онлайне” с DME. Впрочем, софт – это отдельная тема, которой коснемся чуть позже.

Разъем USB расположен также на лицевой панели, что является несомненным удобством для инсталлятора или настройщика: приехал с заранее подготовленным файлом, законнектился, слил настройки, проверил, отключился.

задняя панель DME 24/N Принципиальные визуальные различия начинаются при взгляде на заднюю панель приборов. DME24/N по умолчанию имеет 8 входных и 8 выходных разъемов, реализованных на коннекторах Euroblock, один слот расширения для интерфейсных карт mini-YGDAI и 8-канальный модуль интерфейса GPI (General Purpose Interface – универсальный интерфейс) для обмена сигналами контроля с внешним оборудованием. Остальные разъемы можно уже считать классикой, имеющейся на подавляющем большинстве профессионального звукового оборудования. Это MIDI (In, Out, Thru), WODR CLOCK In и Out, NETWORK, а также REMOTE для порта RS-232. Их назначение понятно.

задняя панель DME 64/N В DME64/N нет встроенных входов и выходов, зато имеется целых 4 слота расширения, таким образом, на одном приборе мы можем реализовать 64 входа/выхода, что видно из названия. GPI интерфейс расширен уже до 16 каналов. Если и этого не хватает, предусмотрены входной и выходной разъемы CASCADE, объединяющие несколько приборов в единую систему и добавляющие еще по 32 канала входов/выходов на каждый прибор.

В приборах реализована 32-битная внутренняя обработка сигнала, в секции микширования используется процессор DSP7, а в секции эффектов DSP6. Частоту сэмплирования можно установить на 44.1 кГц, 48кГц, 88.2 кГц и 96 кГц. Задержка сигнала в тракте “вход-выход” при Fs=96 кГц не превышает 0,5 миллисекунды.

Теперь вкратце о том, как всем этим рулить (еще бы не вкратце, только описание софта занимает 320 стр.). Программирование приборов осуществляется с помощью программы DME Designer. При этом Вы работаете автономно, без подключения к приборам. Я бы сказал, даже желательно, чтобы они находились где-нибудь подальше… красивые, отвлекают… А если серьезно, в первый раз действительно хочется законнектиться и посмотреть результат после каждого вставленного в программу виртуального прибора.

Yamaha Designer Window Программа имеет дружественный графический интерфейс, похожий на большинство CAD приложений. При запуске открывается основное окно программы (main window), в котором Вы можете установить MIDI функции, назначить порты GPI, синхронизироваться с DME (на начальном этапе Вам все это не нужно, просто чтобы не возвращаться…), и окно дизайнера (designer window).
Далее я бы разбил весь процесс на три этапа. Первый этап – проектирование. Ну, может быть, сказано громковато, но сути не меняет. Т.е. здесь Вы определяетесь, зачем Вы вообще приобрели этот девайс (наконец-то!). В левой части окна Designer выбираете прибор (24/N или 64/N). Кликаете на нем, набиваете слоты прибора теми YGDAI – картами, которые собираетесь использовать (или пропускаете этот шаг, если Вам хватает 8 входов/выходов DME 24/N), еще раз щелкаете мышкой по картинке прибора… ну все, держите меня семеро!
Yamaha DME Designer Перед вами открывается окно, в левой части которого пронумерованные входы прибора, а в правой выходы. Какие DSP-компоненты будут находиться между ними, зависит только от Вас, а их количество в некоторой степени еще и от загруженности ресурсов процессора. Но, уверяю Вас, сложно представить себе нормальную рабочую систему, где процессор был бы загружен под завязку. К примеру, на одной из последних инсталляций DME 64/N мы себе ни в чем не отказывали, поскольку маршрутизация сигнала получилась достаточно сложной. Большое количество источников (многопоточный аудиосервер, 2 точки с DJ-оборудованием, видео, караоке, концертный аппарат, где мастер-сигнал и мониторный обрабатываются отдельно, все это раздается на множество помещений с различными акустическими характеристиками). В схеме тринадцать матричных микшеров, семь 31-полосных графических эквалайзеров, дилэи, кроссоверы, компрессоры, параметрическая эквализация, фейдеры на отдельных каналах для работы по шине GPI… открыл схему, начал считать, понял – неблагодарное занятие. Как бы Вам сказать… думаю, при использовании отдельных приборов стандартного рэка в 24 высоты однозначно бы не хватило. При этом была задействована только половина вычислительной мощности DME 64/N, точнее 53%. В зависимости от того, каким образом Вы хотите использовать прибор, рисуете структурную схему, т. е. выбираете компоненты и соединяете их между собой. Желательно продумать сразу все возможные сцены и создать универсальную схему, в которой менялась бы только маршрутизация сигналов и параметры обработки. Кстати, не бойтесь усложнять схему и применять большое количество процессов обработки, если это необходимо. Прибор сам знает о своих вычислительных возможностях и, если Вы “перегнете палку”, сообщит, мол, “Too many components”, что с японского переводится как: “ Ну ты че, старик, остановись, или зови на помощь друга (каскадируй еще один прибор), или ваще ниче делать не буду…” Или можно нажать кнопочку “Resource Meter” на верхней панельке программы, тогда Вы сможете наблюдать, сколько ресурсов “отбирает” та или иная обработка.

Dme Designer Схема готова (Попробуйте-ка собрать все это на отдельных приборах внутри рэка). Шаг второй – подключение и синхронизация. Ну тут сложностей никаких. Пожалуй, стоит упомянуть о том, что на компьютере должны быть проинсталлированы USB-драйвера Yamaha, и этот прибор, возможно, придется указать в установках MIDI-порта DME Designer. Всё! Синхонизируемся и заливаем внутрь прибора то, что мы напроектировали. DME готов к работе. Точнее, к финальному этапу – настройке.
Пожалуй, по этому поводу мне уже сказать нечего. Тут каждый сам себе хозяин. Кто-то будет рулить прибором в реальном времени, находясь рядом с ним, кто-то будет расставлять тестовые микрофоны, чтобы единожды настроить и забыть обо всем, кроме кнопок вызова сцен (кстати, генератор шумов и синусоид, естественно, присутствует). Кто-то, возможно, вообще забудет о его существовании, убрав в аппаратную. Суть не в этом…
Удивляет сам факт скорости наращивания мощности специализированных вычислительных систем (чем цифровые звуковые процессоры – DSP - и являются). А, может быть, уже и не удивляет. К хорошему привыкаешь быстро. Удивился разок – и хватит. Пора за работу. Тем более что работа с подобными приборами доставляет настоящее удовольствие, поскольку наряду с предоставлением огромных возможностей это и удобно, и надежно.

Старший инженер отдела проектов компании “Слами” Алексей Серебрянников

Вернуться к списку